Немалую опасность для насыпей железных дорог и автомобильных трасс представляют ручьи и реки текущие поперек путей сообщения, особенно велик риск размыва этих сооружений при паводковых водосбросах.
Для пропуска потока под насыпью служат безнапорные водопропускные трубы, которые сохраняют естественное русло рек и ручьев и исключают возможность повреждения грунтовых сооружений.
Типоразмеры звеньев железобетонных водопропускных труб
Одновременно с формированием насыпи выполняются работы по устройству сооружений, необходимых для обеспечения безнапорного пропуска небольших рек и ручьев. Для этого звенья железобетонные водопропускных труб укладываются поперек насыпи в уровне дна водоема одно за другим.
Монтаж конструкций производится на уплотненное грунтовое основание или на специальные фундаментные блоки заводского изготовления. После этого выполняется гидроизоляция стыков секций и засыпка трубы, а затем монтируются элементы обустройства выходов труб из насыпи, для чего используются сборные портальные стенки и откосные крылья, а далее продолжается сооружение насыпи.
Полный комплект изделий, необходимый для устройства водопропускных сооружений выпускает столичный завод ЖБИ-4, в состав которого входят цилиндрические звенья железобетонные водопропускных труб размерами:
- длиной 1,0; 1,5; 2,0 и 3,0 м;
- диаметром от 0,5 до 1,5 м;
- толщиной стенки от 6 до 7 см;
Кроме этого заводом выпускаются железобетонные трубы с раструбным соединением диаметром 0,8 и 1,0 м, длиной 3,14 м, которые поставляются заказчику в комплекте с резиновыми уплотняющими кольцами.
Московский завод железобетонных изделий ЖБИ-4 выпускает звенья железобетонных труб двух типоразмеров, несущая способность которых позволяет использовать их в насыпях высотой:
- до 8,0 м под железнодорожными путями и до 9,0 м под автомобильными дорогами;
- до 19,0 м под железнодорожными путями и до 20,0 м под автомобильными дорогами.
Конструкции соответствуют ГОСТ 24547-81 и серии 3.501.1-144.
При изготовлении элементов водопропускных сооружений используется тяжелый бетон плотностью 2200 – 2500 кг/м³, классом прочности В 25 и классом водонепроницаемости не ниже W 6.
Правильные стыки звеньев – гарантия безопасности насыпи
Важным этапом работ является устройство герметичных стыков звеньев железобетонных водопропускных труб, которые должны обеспечить безопасность насыпей от размыва проточной водой рек и ручьев.
После укладки между торцами звеньев трубы образуется зазор шириной 1 см, который конопатится паклей, пропитанной битумом, а с внутренней стороны шов заделывается цементно-песчаным раствором на глубину не менее 3 см. По верхней грани стыка выполняется гидроизоляция:
- обмазочная, состоящая из трех слоев битумной мастики по двум прослойкам из армирующей ткани, нанесенных на огрунтованную горячей битумной мастикой поверхность;
- оклеечная, которая выполняется с использованием рулонного изола, наклеенного на холодную мастику, нанесенную по огрунтованной поверхности.
Такая конструкция стыков позволяет обеспечить герметичность водопропускной трубы и исключить возможность протечек воды в швах между звеньями.
Технология изготовления конструкций такого вида, используемая на заводе железобетонных изделий ЖБИ-4, позволяет выпускать изделия высокого качества, отвечающие всем требованиям действующих нормативных документов.
Соответствие изготовленной конструкции стандартам фиксируется в паспорте, который выдается заводом на каждую партию изделий. В паспорте указываются характеристики бетона, из которого изготовлен элемент, а также наименование нормативного документа, соответствие которому подтверждает паспорт.
< Предыдущая | Вернуться к списку статей | Следующая > |
---|