Стандартная технология прокладки автомобильных дорог предусматривает организацию водоотведения. Она предназначена для удаления атмосферных осадков, создания дренажных систем. Для этого выбирают и устанавливают железобетонные водопропускные трубы, обладающие высокой прочностью, устойчивостью к внешним воздействиям.
Нормативные документы и общие требования
При разработке технологии изготовления руководствуются нормами ГОСТ 6482-2011. Он регламентирует требования к водопропускным трубам безнапорного типа и дополнительным компонентам.
Учитывают способы производства (вибропрессование, радиальное прессование), материалы изготовления – мелкозернистые или тяжёлые бетоны (ГОСТ 26633) и сварные арматурные каркасы (ГОСТ 14098).
Общие требования к водопропускным трубам:
Для быстрой установки на подготовленный фундамент используют изделия с плоским опиранием. Однако из-за специфики конструкции возрастает удельный вес, усложняется монтаж.
При создании проекта обустройства учитывают требования к дополнениям – откосным и портальным стенкам, плитам фундамента, прямоугольным звеньям.
Особенности применения водопропускных труб
Выбор изделий зависит от условий эксплуатации. На первом этапе составляются требования к ЖБИ, их характеристикам. Рассчитывается наружный диаметр, толщина стенки.
Для надёжной состыковки используются модели с раструбным соединением. Это гарантирует транспортировку атмосферных осадков, талых вод с минимальным попаданием влаги в грунт.
Основные факторы выбора:
Согласно ГОСТ 6482-2011 не рекомендуется установка труб в регионах с вечной мерзлотой и высокой сейсмической активностью. Это же нужно учитывать при расчёте нагрузки и колебаний автомобильной дороги. Насыпь должна частично компенсировать последний показатель.
При организации канализационных промышленных стоков анализируется воздействие последних на железобетонную поверхность. Жидкость должна быть инертна по отношению к материалу изготовления.
Правила монтажа железобетонных водопропускных труб
Подготовительные работы включают создание котлована для песчано-гравийной подушки, выравнивание поверхности. Альтернатива – использование бетонной плиты в качестве фундамента.
При составлении схемы монтажа учитывают уклон трубопровода для движения потока жидкости – до 7 м на 1 м.п. Несущая способность водонапорных труб определит максимальную высоту засыпки грунтом. Плотность последнего до 1,8 т/м³.
Этапы установки.
Допускается обработка швов цементным раствором, пеньковыми прядями, битумной мастикой. Если диаметр трубопровода превышает 2 метра, используют лекальные блоки фундаментов. Для временной фиксации звеньев можно применять монтажные скобы.
Особенности обслуживания, ремонта
После ввода в эксплуатацию составляется график проверки магистрали. Периодичность зависит от расчётной нагрузки, внешних нагрузок, климатических условий. Проверяется геометрия трубопровода, отсутствие дефектов – сколов, глубоких трещин, разрушения бетонного слоя. Последнее может привести к ржавлению армирующего каркаса, уменьшению несущей способности.
Для ремонта разработано несколько способов:
Надёжность дренажной системы зависит от качества изготовления ЖБИ, соблюдения технологии производства. Этим требованиям отвечают изделия завода ЖБИ-4. Ассортимент дополнений позволит создать полноценное водоотведение автомобильных дорог,организовать транспортировку жидкости на большие расстояния.
< Предыдущая | Вернуться к списку статей | Следующая > |
---|