Для защиты магистральных трубопроводов, по которым подаётся горячая вода, от механических и химических повреждений в строительстве широко используются лотки теплотрасс. Они способствуют долговечности инженерных коммуникаций и одновременно облегчают доступ к трубопроводу при выполнении ремонтных работ и мероприятий по модернизации тепловых сетей.
Конструкции из лотков могут возводиться как в типовых условиях, так и на участках просадочных почв, в условиях высокого уровня залегания подземных вод, в зонах с повышенной сейсмичностью.
Характеристика железобетонных лотков
Выполняются лотки в виде желобов прямоугольной формы. Они изготавливаются из тяжёлых бетонов, обладающих повышенной прочностью и морозоустойчивостью, способных при застывании выдерживать значительные механические нагрузки.
Для увеличения жёсткости в лотки теплотрассы закладывается каркас из металлической сетки или арматуры. Для того чтобы готовое изделие соответствовало заявленным потребительским свойствам, ГОСТ 13015-2003 предъявляются особые требования к свойствам бетона:
Арматурные и закладные составляющие должны изготавливаться в соответствии с рабочими чертежами, иметь антикоррозионную защиту и прочные сварные соединения.
Соответствие этих показателей контролируется в собственной лаборатории нашего завода на разных стадиях производственного процесса.
Размеры лотков теплотрасс и особенности строительства каналов
При выполнении проектных работ размеры лотков теплотрасс подбираются в зависимости от диаметра прокладываемого трубопровода с учётом выполнения его теплоизоляции и гидроизоляции и с запасом на свободное залегание трубы.
В зависимости от потребностей заказчиков на заводе ЖБИ-4 выпускаются лотки:
Для прокладки теплотрасс раньше строились каналы из кирпича. Однако сборный лоток ЛК постепенно вытеснил кирпичные каналы благодаря своим неоспоримым преимуществам.
Каналы из сборных элементов имеют относительно низкую себестоимость, скорость их строительства значительно выше, они прочнее и обладают более высокими гидроизоляционными свойствами. Применение деформационных швов и специальной гидроизоляции позволяют эксплуатировать железобетонные лотки в условиях неустойчивых грунтов.
Благодаря разнообразию, размеров лотков теплотрасс и их конфигурации проектировщики и устроители могут построить теплотрассу любой сложности.
В современном строительстве используется два способа обустройства каналов для трубопроводов горячего водоснабжения и отопления. Наиболее распространённым является способ, когда установленный лоток ЛК накрывается съёмной крышкой. Реже используются конструкции из двух лотков, установленных друг на друга и закреплённых при помощи швеллеров.
Для обустройства поворотов, узлов, компенсаторных изгибов трубопроводной сети применяются угловые лотки. Они имеют боковой вырез для стыковки лотков теплотрасс.
Маркировка лотков Л и ЛК
Маркировка изделий производится в соответствии с ГОСТ 23009-78 «Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)».
Маркировка лотка ЛК обозначается следующим образом: после буквенного обозначения идёт длина лотка, его ширина и высота. Например, по маркировке ЛК 300-120-90 можно определить, что это лоток длиной 2990 мм, шириной 1180 мм и высотой 880 мм.
Маркировка лотка Л -10-2/2 может быть прочитана следующим образом:
Если в маркировке лотка Л дополнительно присутствует буква «а», то это значит, что изделие имеет закладные конструкции, буквой «у» обозначают угловые лотки, а буквой «д» маркируют доборные элементы.
Транспортировка и складирование лотков ЛК и Л
В соответствии с ГОСТ 13015-2003 транспортировка и складирование ЖБИ должно осуществляться таким образом, чтобы не допустить повреждения изделий и ухудшения их технических характеристик.
В случаях, когда заказчиком были выставлены дополнительные требования к качеству лотков Л по морозостойкости, сейсмоустойчивости или стойкости к воздействию агрессивной среды, в документе качества указываются требуемые параметры.
< Предыдущая | Вернуться к списку статей | Следующая > |
---|