В проекте железной или автомобильной дороги в насыпи предусматриваются железобетонные водопропускные трубы, необходимые для пропуска малых рек, ручьев, текущих поперек трассы и грозящих размывом ее основания.
Назначение водопропускных труб
Большинство отечественных железных и автомобильных дорог пересекают немало естественных водных преград: рек, больших и малых, ручьев. Сюда же можно отнести и овраги, которые наполняются талыми и осадочными водами, текущими поперек дорожного полотна.
Для пропуска под насыпью автомобильной или железной дороги постоянного или сезонного водяного потока, укладываются водопропускные трубы, состоящие из нескольких железобетонных элементов.
В конструкцию этих сооружений входят:
- входной и выходной железобетонные оголовки, которые делают водяной поток плавным и защищают откосы насыпи от воздействия воды, а также воспринимают продольные деформации трубы от вертикального давления насыпи;
- водопропускная труба, состоящая из отдельных секций, соединенных воедино. Для удобства монтажа нередко используются трубы с плоским опиранием, установленные на бетонную подготовку.
Благодаря таким сооружениям, дорожные насыпи не подвергаются разрушающему воздействию воды.
Номенклатура изделий для устройства водопропускных сооружений
При разработке проекта водопропускных сооружений в расчет принимается ряд факторов, и в первую очередь пиковая мощность потока воды в период таяния снегов или продолжительных дождей, а также высота дорожной насыпи над сооружением, определяющей величину давления на трубу.
Давление на трубу от веса насыпи различно: в середине нагрузка больше, а по краям, в районе оголовков, меньше. Это приводит к тому, что труба прогибается неравномерно, из-за чего в стенках трубы могут возникнуть трещины. Чтобы это предотвратить, ствол водопропускного сооружения, разделяется при помощи деформационных швов на секции длиной около 5 м.
Кроме этого, труба монтируется с подъемом к середине с тем, чтобы избежать в этом месте застоя воды на стадии эксплуатации.
Предприятиями стройиндустрии выпускаются железобетонные трубы с плоским опиранием, предназначенные для устройства водопропускных сооружений:
- цилиндрические, длиной от 100 до 300 см, с внутренним диаметром 100; 125; 150 и 200 см;
- конические с боковыми с откосными крыльями, предназначенные для устройства оголовков, диаметром от 100/120 см до 150/180 см, длиной 170 см.
Такая номенклатура позволяет выполнить основную массу водопропускных сооружений в средней полосе России, где много небольших естественных водных преград.
Правильная заделка швов и устройство гидроизоляции – залог долговечности водопропускных сооружений
Монтаж водопропускных труб выполняется до устройства насыпи и состоит из ряда операций, среди которых не самыми дорогостоящими, но крайне важными для обеспечения надежности и долговечности всего сооружения являются:
- устройство стыков между элементами;
- наружная гидроизоляция бетонных конструкций.
Для заделки стыков чаще всего используется пакля, пропитанная битумом, которой забивается шов, но при этом с внутренней стороны швы должны заделываться цементным раствором на глубину не менее 3 см, что позволит исключить возможность протекания воды через стыки и постепенного размыва насыпи.
С целью защиты от воздействия влаги наружной поверхности бетонных конструкций, расположенных под насыпью, выполняется армированная обмазочная гидроизоляция, состоящая из трех слоев битумной мастики с армирующей полимерной сеткой между ними или оклеечная, с использованием преимущественно современных рулонных наплавляемых материалов на основе битума.
В Москве и Московской области железобетонные изделия для водопропускных сооружений всей номенклатуры производятся на заводе ЖБИ-4, который имеет возможность своим транспортом доставлять продукцию предприятия на строительную площадку покупателя.
< Предыдущая | Вернуться к списку статей | Следующая > |
---|