Для большинства регионов России авария теплотрассы зимой грозит очень серьёзными последствиями – вплоть до эвакуации жителей. Поэтому надёжность и ремонтопригодность сетей централизованного теплоснабжения имеют большое значение для городских коммунальных служб.
Немалая часть ответственности за сохранность и возможность быстрого ремонта лежит на лотках и плитах перекрытия – железобетонном кожухе трубопроводов горячей воды и пара.
Сортамент лотков и плит теплотрасс
Как правило, в лотке проходит две трубы – прямая и обратная подача, причём диаметр труб может быть различным, поскольку он зависит от расхода горячей воды, подаваемой через него потребителям.
Температура теплоносителя составляет 105°С, а давление в сети может доходить до 20 атм. Порыв трубы может вызвать тяжёлые последствия, поэтому во избежание возникновения аварийной ситуации трубы укладываются в лотки и закрываются крышками с тем, чтобы горячая вода не вышла за границы замкнутого контура. А демонтаж крышки лотка в месте порыва производится после отключения участка теплотрассы и соответственно снятия давления.
Ширина лотка определяется исходя из условий укладки двух труб, толщины их теплоизоляции и сохранения возможности прохода над трубами при открытой крышке лотка в случае ремонта и обслуживания сети.
Поэтому лотки выпускаются:
Лотки формуются днищем кверху, поэтому для их разопалубки, а также для погрузо-разгрузочных работ предусмотрено по 4 строповочных петли в днище.
Монтаж лотков выполняется специальными грузозахватными приспособлениями с захватом лотков через отверстия диаметром 40 мм в стенках.
На завершающем этапе, теплотрасса закрывается железобетонными крышками лотков:
Поскольку теплотрасса может проходить под пустырями, пешеходными зонами, автодорогами, а также дорогами с движением тяжёлого транспорта, лотки и крышки лотков выпускаются под различную нагрузку.
Действующие технические регламенты обязывают использовать железобетонные лотки также при прокладке сетей водопровода и канализации в просадочных грунтах II категории.
Материалы для изготовления лотков и плит покрытия
С учётом различных нагрузок, воспринимаемых лотками и крышками, при их изготовлении используется тяжёлый бетон классов прочности на сжатие:
Армирование изделий производится сварными сетками и каркасами из стержневой арматуры классов A-I и A-III и проволоки класса Вр-I. Строповочные петли изготавливаются из гладкой арматуры класса А-I. В стенках лотков при формовке оставляются по 4 отверстия Ø40 мм.
Монтаж лотков теплотрасс
После откапывания траншеи под теплотрассу на её дне выполняется песчаная подушка, на которую монтируются лотки. Далее работы идут в следующей последовательности:
После завершения всех работ по монтажу теплотрассы выполняется обратная засыпка траншеи с послойным уплотнением и восстановление или выполнение благоустройства.
Складирование лотков и плит покрытия
Лотки теплотрасс складируются в штабели высотой до 2,5 м, днищем кверху. Они устанавливаются полками на деревянные прокладки, расположенные на том же расстоянии от края, что и строповочные петли. В штабеле должны находиться лотки одной марки. Плиты покрытия одной марки также складируются в штабели, на прокладках, уложенных рядом со строповочными петлями.
Московский завод ЖБИ-4 комплектует монтажные организации Москвы и Московской области железобетонными изделиями для тепловых трасс, в том числе лотками, плитами покрытия с доставкой к месту проходки.
< Предыдущая | Вернуться к списку статей | Следующая > |
---|